Вашу визитку, город Хвалынск!

Каждый город имеет свою отличительную черту, «изюминку» так сказать. В Париже — Эйфелева башня, в Москве — Кремль, в Испании — Собор Святого семейства, ну и так далее. Если говорить о Хвалынских архитектурных особенностях, то, несомненно, это Пожарная каланча.

Визитная карточка города — Пожарная каланча

Видна она со всех сторон, и с Волги, и с гор. Это строение настолько прочно слилось с обликом нашего города, что мы воспринимаем его как нечто обыденное. И, тем не менее, гости нашего города с удивлением останавливаются около нее, художники стараются запечатлеть на холстах, фотолюбители выбирают ракурс для удачной съемки.

Мы постараемся заглянуть в прошлое пожарной каланчи, узнать и познакомить вас, уважаемые читатели, о роли ее в истории города, с отважными династиями пожарных, воспоминаниями старожилов города.

Визитная карточка города Хвалынска — Пожарная каланча Пожарная часть Хвалынска была основана в 1781 году. Сначала это было деревянное здание, а в 1896 году по новому проекту создана кирпичная конструкция с пожарной каланчой высотой 25 метров. Внутри узкая винтовая лестница, вверху смотровая площадка, по ней — по кругу — непрерывно ходил дозорный, сменяемый каждые два-три часа. Заметив огонь, он бил в колокол, пожарные съезжали вниз по металлическим столбам, запрягали лошадей и мчались на пожар. В этом старинном здании с каланчой и сейчас размещается пожарная часть, только вместо лошадей в конюшнях — машины в гараже. Интереснейший объект — здание Пожарной каланчи 1896 года постройки. Место расположения здания было идеально подобрано. Стоит отметить, что со времени постройки этого здания, оно ни разу не изменило своего направления. А времена были разные, и в годы гражданской войны Пожарная каланча выполняла роль оборонительного сооружения. После ее окончания пожарному делу стали уделять больше внимания. В апреле 1918 года был подписан Декрет об организации государственных мер борьбы с огнём. Через 10 лет пожарную охрану города обеспечивали пять пожарных частей, имеющих автонасосы, механические лестницы, паровые машины и автомашины. Первые автомобили закупались за рубежом. В 1925 году в Москве на автомобильном заводе сконструировали первый российский пожарный автомобиль на шасси итальянского фиата АМО-Ф-15.

Со смотровой площадки виден весь город и вся его прекрасная панорама. Корпус пожарной части хорошо сохранился на сегодняшний день. С высоты 25 метров со старинной смотровой площадки гостям открывается все великолепие нашего старого городка.

Этот памятник архитектуры играет одновременно и роль музея, и роль функционирующей пожарной части. Для того, чтобы наша Пожарная каланча стала настоящим туристическим объектом, просим всех жителей города Хвалынска откликнуться на призыв и принести в редакцию воспоминания о своих родных, кого жизнь связала с пожарной частью, фотографии и картины «пожарки» разных годов, старинные семейные фотографии своих дедов и бабушек. Газета «Звезда» совместно с ЦТР «Яблочко» предлагает всем принять участие во внутреннем оформлении Пожарной каланчи.

Ирина Гамезо,
руководитель Музея Хвалынского Яблочка