Прислушайся к себе!

Дорогие друзья, приглашаю вас совершить путешествие по замечательному уголку хвалынского края. Сегодня мы пройдемся по Черемшанскому лесу и побываем в Пещере Монаха.

В русском лексиконе сохранилось слово «Черемшаны», что в переводе с тюркского означает темный лес. Это название закрепилось за хвалынским лесом. У подножия реликтовых сосновых деревьев выбивают кристальной чистоты родники, и, собираясь вместе, образуют реки. По оврагам достигают Волги и наполняют ее своей, хвалынской, водой. Эти ущелья долгое время были далёкими от города и глухими. Считается, что именно в них ещё со времён царя Алексея Михайловича, отца Петра I, стали тайно селиться бежавшие из центра России противники церковных реформ патриарха Никона. Значительная волна «гонимых за религиозные убеждения» прибыла в эти места в конце 30-х годов 19 в. когда в Заволжье, на берегах Б. Иргиза началось насильственное превращение староверческих монастырей в единоверческие. Сначала беглецы селились в землянках, а затем стали строить и более надёжные жилища, налаживать, с помощью сочувствующих им хвалынских городских купцов, приверженцев старой веры, своё хозяйство. К концу века в самом дальнем из черемшанских ущелий сложился мужской староверческий монастырь и была освящена двухэтажная церковь во имя Успения Божьей Матери.

В 50 годы 20 столетия на территории бывших монастырей начинается расцвет домов отдыха и санаториев. Места, выбранные монахами для жизни, превратились в оздоровительные для жителей Саратовской области. Среди лесов, яблоневых садов и родников, у подножья меловых гор здесь сейчас находится реабилитационный центр «Пещера Монаха», построенный в 2004 году. Благодаря историческому месту, получил он свое название. И, конечно, самым любимым путешествием для отдыхающих центра реабилитации является прогулка по лесу к Пещере Монаха. Для них это место является лечебным, и одновременно загадочным. Многие заметили, что весной и осенью появляются туманы над лесом. Они обладают особой целительной силой. Врач Г.В. Смирнов сравнивал их с туманами Кисловодска. Они благотворно влияют на организм человека. Дело в том, что именно в этом месте произошел разлом земной коры, и обнажились глины альбского периода. Сосны своими корнями забирают энергетику из породы и отдают ее во внешнюю среду в виде так называемых отрицательно заряженных анионов. Вот они и создают эту дымку.

Пещера МонахаА что же Пещера, спросите вы? Поднимаясь в гору, мы уже на подходе к сакральному памятнику природы. Говоря словами Вероники Тушновой «Душа должна уединиться, чтобы прислушаться к себе», поэтому мы идем не спеша, размеренно и думаем о человеке, который смог выдержать испытание и прожить долгие годы в одиночестве, сохраняя силу духа. Историки определяют возраст данной пещеры около 7 века нашей эры. Это время появления первых христиан на нашей земле. Кто именно построил пещеру, неизвестно. Но вырыта она в меловой горе, построить из этой породы жилье нелегко, и все же, это жилище человека и построено по всем правилам: вход, переходы от одной камеры до другой, высокие своды, кровать в стене. Комнаты небольшие, но человеку-отшельнику хватало.

Пещера стала привлекать к себе внимание задолго до туристического маршрута. Благодаря письму священника села Старая Яблонка, Хвалынского района, мы можем узнать историю последнего жителя этой пещеры. Например, то, что здесь жил монах Серафим, и то, что он в молодые годы жил в мужском монастыре в Черемшанах, а в более зрелые годы нашел пустующую пещеру и поселился там на долгие 20 лет. Когда монах стал немощен, за ним стала ухаживать монахиня Феодора, а после его смерти охраняла его останки. Побывал там осенью 1914 года наш земляк — художник К.С. Петров-Водкин, который встречался с Феодорой. Время не пощадило пещеру, обваливаются стены, завалены переходы, попасть туда можно только на корточках.

Вот так мы с вами прогулялись по Черемшанскому лесу, надеясь на новую встречу с читателем, потихоньку дошли до пещеры, помолились, ладонями прислонились к ее стенам, проникли внутрь жилища и подумали о том, что жизнь мимолетна и следует радоваться каждому божьему дню, не нарушая гармонию природы.

Ирина Гамезо,
руководитель Музея Хвалынского Яблочка